Как обеспечить безопасность груза на платформе манипулятора?
Цель надежного закрепления груза на платформе манипулятора является очевидной и не требует оправданий – это гарантия сохранности груза и исключение возможности несчастных случаев в результате перемещения центра тяжести. Тем не менее, методы обращения с разнообразными грузами регламентированы в Директиве о обеспечении безопасных транспортных перевозок пассажиров и грузов (Указ Министерства Транспорта России № 7 от 15.01.2014 года). В этом нормативном документе присутствует отдельный раздел, посвященный правилам транспортировки грузов: "Обеспечение безопасных условий перевозки грузов". Здесь ясно сформулированы основные требования к креплению грузов на платформе автомобиля.
Акцент на правильное закрепление грузов на борту транспортного средства при его движении вполне обоснован. На дорогах нашей страны далеко не редки случаи странных (и при этом чрезвычайно опасных) последствий нарушения указанных правил.
Здесь можно увидеть разнообразные ситуации: от разбросанных по трассе куч кирпичей до грохочущих с грузовика тяжелых бревен, а также рассыпанные ящики с пивом, наполняющие дорогу "пивным океаном". Даже случай с закуской к пиву иногда имеет место быть – небрежный водитель оставил рыбу на всей дороге!
Более подробное описание всех правил крепления грузов мы оставим за специалистами в области перевозок, которые изучают их вдоль и поперек. Тем не менее, при заказе крана-манипулятора не помешает применить принцип "доверяй, но проверяй". Здесь представлены основные нормы для правильного закрепления грузов во время транспортировки.
Вариации грузов, требующие специального крепления
Какие категории грузов подлежат перевозке с использованием кранов-манипуляторов? Вероятно, проще указать на исключения – это опасные грузы, которые подлежат особому регулированию. В остальных случаях (при условии, что размеры и вес груза соответствуют возможностям крана-манипулятора), грузы можно условно классифицировать следующим образом:
- Грузы крупногабаритные – с шириной более 2,55 метров, длиной свыше 20 метров и высотой выше 4 метров.
- Грузы длинномерные – с длиной, превышающей длину платформы на более чем 2 метра.
- Грузы тяжеловесные – способные создать нагрузку на одну из осей автомобиля, превышающую норму.
- Грузы сложной геометрической формы – такие как сварные конструкции, рекламные щиты, баннеры, оконные блоки.
- Грузы, состоящие из множества отдельных элементов (сборные грузы) – например, товары в коробках, сыпучие материалы в мешках или разнообразно упакованные товары.
Главная задача перевозчика заключается в доставке груза заказчику в неповрежденном состоянии (при этом желательно предотвратить возможность возникновения аварийных ситуаций на дороге и избежать штрафов). Следуя установленным десятилетиями нормам крепления разнообразных видов груза, добросовестный перевозчик способен успешно справиться с этой задачей.
Уважаемый читатель, вы, безусловно, будете стремиться контролировать каждый этап транспортировки груза. И начало всей этой "саги" естественно связано с процессом погрузки – прежде чем приступить к закреплению груза, необходимо правильно его расположить. Предлагается рассмотреть основные правила размещения различных видов товаров внутри автомобильного кузова.
Способы крепления: индивидуальные методы фиксации для каждого типа груза
После уложения груза в кузов в соответствии с требованиями, необходимо обеспечить его надежную фиксацию. В наше время перевозчики имеют доступ к разнообразным эффективным средствам для закрепления грузов в транспортных средствах, которые можно разделить на следующие группы:
- Прижимные средства – это включает в себя тросы, крепежные сети, цепи и ремни. Эти средства применяются, чтобы с определенным натяжением закрепить груз сверху, а концы средств крепятся к борту автомобиля (увязка сверху). Таким образом, груз надежно фиксируется внутри кузова.
- Растяжные средства (метод якоря) – здесь используются тросы и ремни. Один конец растяжек крепится к грузу, расположенному в центре кузова, а другой конец – к днищу или борту. Растяжки со всех сторон "растягивают" груз, обеспечивая его надежную фиксацию.
- Распорные средства – это включает в себя упоры, бруски, деревянные элементы и воздушные пакеты. Распорки размещаются в промежутках между блоками груза и между грузом и бортами автомобиля. Это позволяет плотно прижать груз друг к другу и к бортам, обеспечивая надежную фиксацию.
- Фрикционные средства – такие как маты и настилы, предотвращают скольжение груза во время движения, увеличивая трение между грузом и дном кузова. Это эффективные дополнительные средства фиксации груза.
Однако это далеко не весь арсенал, который опытные перевозчики могут использовать. Кроме основных средств фиксации, также существует множество дополнительных приспособлений, включая:
- Такелажные рейки, которые крепятся к автомобилю и используются совместно с фиксирующими распорками и специальными ремнями.
- Фиксирующие кольца, которые представляют собой съемные части такелажных реек.
- Защитные уголки, которые защищают крепежные ремни и растяжки от износа.
- Такелажные петли и кольца, прикрепляемые к днищу и бортам кузова, к которым затем крепятся стропы, цепи и ремни.
- Коники – вертикальные стойки из стали, устанавливаемые парно внутри кузова манипулятора, предназначенные для закрепления длинномерных грузов.
Выбор метода и средств крепления груза – это решение перевозчика, так как от надежной перевозки зависит как его репутация, так и благосостояние транспортной компании. Тем не менее, заказчику стоит удостовериться, что перевозчик применил все необходимые меры для сохранности груза во время транспортировки.
Выбор средств закрепления для разных видов грузов
Представим, что груз успешно размещен на платформе в соответствии с требованиями – сейчас необходимо обеспечить его надежную фиксацию. Давайте разберемся, какие методы и средства закрепления использует перевозчик.
Для крупногабаритных грузов используются все четыре вида средств крепления в различных комбинациях. В случае с крупногабаритными грузами требуется особенно надежное закрепление, поэтому упрощение в выборе крепежных средств может привести к негативным последствиям.
Для длинномерных грузов применяют прижимные средства в сочетании с фрикционными. Кроме того, используются дополнительные средства – например, коники – вертикальные стойки, способствующие более надежной фиксации груза.
При креплении тяжеловесных грузов также рекомендуется использовать все виды средств крепления, как и при работе с крупногабаритными грузами. В этом случае применяется подход "чем надежнее, тем лучше".
Для грузов с сложной геометрической формой используют специализированные стойки-пирамиды, к которым груз крепится при помощи различных прижимных средств. Для предотвращения скольжения таких грузов также используются фрикционные средства крепления.
Сборные грузы, включающие множество отдельных элементов, закрепляются с использованием прижимных, распорных и фрикционных средств крепления.